"Здесь напевы всех песен моих, здесь начало моей родословной". Михаил Матусовский

#Знаменитые луганчане

Отдаю ему всё целиком –
Я сегодня живу не по средствам.
Пахнет углем, полынью, дымком –
Значит, пахнет Донбассом и детством.
Южный мир переулков крутых
И извилины речки неровной -
Здесь запевы всех песен моих,
Здесь начало моей родословной.
Михаил Матусовский

Луганщина связана с именами Владимира Даля, Всеволода Гаршина, Бориса Гринченко, Юрия Черкасского, Бориса Горбатова, Павла Беспощадного и многих других известных литераторов. На Донбассе, в Луганске родился поэт Михаил Львович Матусовский. Всем хорошо известны песни, написанные на стихи Матусовского, менее известен он как прозаик. Хотя в его творческом багаже интересные статьи, эссе, путевые заметки и великолепная книга "Семейный альбом", рассказывающая о его детстве и юности в родном городе Луганске. 

Михаил Львович Матусовский - советский поэт-песенник, автор всемирно известных песен «На безымянной высоте», «С чего начинается Родина», «Это было недавно, это было давно», «Березовый сок», «Вологда», «Старый клён» и многих других. Друг Михаила Львовича Эльдар Рязанов говорил: «Даже если бы Матусовский написал текст только одной песни «Подмосковные вечера», то ему еще при жизни можно было памятник ставить».

Михаил Матусовский родился 23 июля 1915 года в самом центре Луганска, в доме на улице Петербургской (ныне Ленина). 

Отец мальчика Лев Моисеевич был известным и уважаемым человеком в городе. Он родился в 1884 году в городе Богучар Воронежской губернии. Вместе с родителями переехал в Луганск, где увлекся фотоделом. Свой фотосалон открыл в 1912 году. Держал собственное ателье на главной улице Луганска.

«Перед объективом отца проходил весь город: старые и юные, учащиеся и военные, местные и приезжие, женатые и холостые, толстые и тощие, подвыпившие и трезвые, спешащие оставить память о себе на листках удостоверений личности или в семейном альбоме. Мой отец был своеобразным летописцем города, ему были известны самые заветные тайны. Проходя по улице, он едва успевал отвечать на поклоны знакомых и незнакомых. Вот уже столько лет прошло, а в городе до сих пор принято говорить: «Сфотографировался у Матусовского». 

«...Отец до самой темноты

Фотографировал мосты,

Людей с оружием в руках,

Спешащих утром на фронты.

И застывали на момент

Герои будущих легенд,

Благословенные крестом

Тяжелых пулеметных лент...»

Так в стихотворении «Моя родословная» описал работу своего отца  Михаил  Матусовский. 

В ряду  славных имен, которые создали историю Донбасса, Михаил Матусовский занимает особое место. Песни на стихи  Михаила Матусовского знала вся страна. Но вот ирония судьбы. В своем родном  городе Луганске он до конца жизни оставался просто Мишей – сыном самого знаменитого в городе фотографа Льва Матусовского. Все так и говорили друг другу, а вы слышали новую песню, стихи к ней написал сын нашего фотографа. А поэт только посмеивался. Этот человек был абсолютно равнодушен к собственной славе.  Пожалуй, самую точную характеристику он дал себе сам в письме, которое написал еще в юности своей будущей жене:

Среди тишины московской ночи

И вокзальной сутолоки дня

Не забудьте, я прошу вас очень,

Вспоминайте изредка меня.

Жил на этом белом свете

Полюбивший сразу и навек

Очень добрый, очень неуклюжий,

В сущности, хороший человек.

Из автобиографии Михаила Матусовского: «Я родился на Донбассе, в Луганске. И нынче в этом городе сохранились живые свидетели и участники великих событий и огненных лет гражданской войны. И сегодня здесь можно встретить старых, седоголовых ветеранов, которые запросто называют Пархоменко Сашей, а Ворошилова – Климом. Всё в нашем городе жило этой немеркнущей славой. Ребятишками убегали мы далеко за город, на Острую Могилу, где, казалось, ещё совсем недавно отгремели залпы последних сражений. Тёплый ветер, пахнущий какими-то горькими травами и ещё неостывшим шлаком, дул здесь свободно, во всю ширь донецкой степи. Пойдёшь, бывало, бродить по этим холмам и курганам и обязательно отыщешь в траве какую-нибудь штуковину: военную пуговицу, или позеленевшую медную гильзу, или даже заржавленный осколок снаряда. Какое мальчишеское сердце не дрогнет, не замрёт при взгляде на обломки когда - то грозного, побывавшего в бою оружия. Всё было свежо ещё в памяти моих земляков: и героическая оборона самого Луганска и ставший теперь уже почти легендарным поход донецких шахтёров на  Царицын…»

В творчестве  Михаила Матусовского звучит тема Родины, родного дома, родной земли. 

***

Как я люблю твои шахты на склонах,

Южных ветров неустойчивых нрав,

Добрая родина непокоренных,

Сильных людей и невянущих трав.

***

Тополь рукой мохнатой

В наше стучит окно.

Улица, где когда - то

детство мое прошло.

***

Вижу родные вязы,

Светлый вдыхаю дым.

Всем на земле обязан

Я землякам своим.

***

Мир детства, земля труда,

Истоки живых традиций.

Приехать хоть раз сюда,

Как свежей воды напиться.

***

Затоны  Донца - реки

Уже хорошо прогреты.

Шахтерские городки,

Мои университеты.

***

Сверчки в тени чертополоха

Ведут беседу.

Когда мне станет очень плохо,

В Донбасс уеду.

***

Южный мир переулков крутых

И извилины речки неровной –

Здесь напевы всех песен моих,

Здесь начало моей родословной.

***

Опять я был на родине в Донбассе,

Где дни всегда в работе коротки,
Где ночью у строителей на трассе
Мигают путевые огоньки.

Опять его привычки и законы,
Как в детстве, были властны надо мной.
И царственно дымились терриконы,
И в доме пахло горечью степной.

Опять с сыновней нежностью сквозь слёзы
Я различал свой город на холме
В тот час, когда ночные паровозы
Друг друга окликают в полутьме.

Опять шептались вербы на привале
И сонный дождик шлёпал в тишине,
Как будто бы прохладу доставали
Из погреба в гончарном кувшине.

Опять мои скитанья и прогулки
Сопровождал невнятный гомон дня.
Опять я был в Полтавском переулке,
Где липы помнят маленьким меня.

Они стерпели все бои и вьюги,
Поникшие под тяжестью ветвей,
Как старые и добрые подруги
Давно прошедшей юности моей.

Свой путь в степи огнями отмечая
И, как обвал, дымясь со всех концов,
Лежит в цветах сухого молочая
Донбасс, Донбасс - земля моих отцов.

Михаил Матусовский - автор  песен "Подмосковные  вечера" и "Московские окна", поэт, который такими простыми словами заставил нас задуматься, может быть, над самым главным вопросом: "С чего начинается Родина?"

Михаил окончил Луганскую среднюю школу №13 в Каменнобродском районе. «Донецкая земля с ее недремлющими ночными огнями, город на Лугани, одуряющее цветение белых акаций, ставших символом весны в наших краях, отчий дом, тринадцатая школа в Полтавском переулке, где ничего не изменилось с годами, - только сильно повзрослели деревья, мои первые учителя и школьные товарищи - все это много значит в моей жизни. Странное это чувство родного угла, твоей малой родины. Куда бы ты ни забрался, какой долгой ни была бы разлука, - это остается в твоей памяти, в твоем сердце, в твоей крови», - писал  Матусовский  о своем родном крае.

В 1950 году Матусовским была написана песня "Школьный вальс" на музыку Исаака Дунаевского. Этот вальс Михаил посвятил своей любимой учительнице русского языка и литературы Марии Семеновне Тодоровой. Матусовский признавался, что очень благодарен своей доброй и мудрой учительнице за то, что она заметила в нем талант и всячески поддерживала его стремление сочинять стихи. Мало кто знает, но именно ей посвящен «Школьный вальс», без которого не обходится ни один выпускной вечер:

Под звуки вальса плавные

Я вспомнил годы славные,

Любимые и милые края,

Тебя с седыми прядками

Над нашими тетрадками,

Учительница первая моя.

Евгения Матусовская, супруга поэта вспоминала: «Когда Матусовский работал на заводе в Луганске, туда приехали с концертом два известных молодых поэта – Евгений Долматовский и Ярослав Смеляков. Миша принёс им смятую тетрадку со своими стихами. Прочитав, они постановили: «Надо ехать в Литературный институт».

Признание знаменитых поэтов настолько вдохновило Михаила Львовича, что в 1935 году он бросил работу на заводе и уехал в неизвестность, в Москву, как говорил он сам «с чемоданом стихов, угрожая завалить столицу своей продукцией». Он жил, где придется, снимал углы и комнатушки, но в Литературный институт им. М. Горького поступил.

В Литературном институте Михаил подружился с Константином Симоновым и Маргаритой Алигер. Эта дружба длилась всю жизнь. «На каникулах Симонов подолгу гостил у Матусовских в Луганске. Миша был мальчиком разнеженным, а Костя оказался страшным трудягой и работал с утра до вечера. Поэтому Симонов делал так: запирал Мишу в его комнате и говорил: «Открою только тогда, когда ты под дверь просунешь стихотворение». Миша писал стихи, Костя отпирал его. Матусовский выходил, и его наконец-то кормили. Он очень любил поесть, был эдаким Гаргантюа».

Как признавался Симонов, ему было интересно побывать на родине друга, о которой он столько слышал и откуда Мише регулярно приходили небольшие, но полные разных лакомств посылки. «Было такое ощущение, – шутил Симонов, – что именно в Луганске, а не в Греции, есть всё...»

С особенным удовольствием Матусовский и Симонов вспоминали, как они, два московских франта, в клетчатых курточках и таких же кепках, «маршировали» по улочкам Луганска, а за ними хвостом бежала местная ребятня, считавшая их не иначе как иностранцами. Вместе с Константином Симоновым в 1939 году они написали книгу "Луганчане" о шахтерах – участниках Гражданской войны в Луганске.

Во время учебы в институте с Михаилом происходят разные забавные истории. Например, такой курьез... Матусовский вспоминал: «Однажды в середине зимы я перестал вдруг являться на лекции, день, другой, целую неделю. Друзья забеспокоились: не может быть, чтобы я просто так без серьезных причин манкировал своими обязанностями. Значит, я тяжко захворал».

Друг и однокашник поэта, приехал к нему на съемную квартиру в Мытищи. Он нашел Матусовского радостным и… поедающим гуся. Матусовский говорил: «Это был Гусь с большой буквы. Огромный, покрытый золотой хрустящей корочкой. Бросить такого гуся и ехать слушать лекции было выше моих сил. Я не ел гуся, я работал над ним. Щеки мои, подбородок, уши лоснились от гусиного жира».

В 1939 году, окончив институт, Матусовский поступил в аспирантуру, три года работая над диссертацией под руководством Николая Гудзия, знатока древнерусской литературы. Защита  диссертации, назначенная на 27 июня 1941 года не состоялась - началась война, и Матусовский, получив удостоверение военного корреспондента, ушел на фронт. Николай Гудзий добился разрешения, чтобы защита состоялась без присутствия соискателя, и Матусовский, находясь на фронте, получил телеграмму о присвоении ему степени кандидата филологических наук.

Михаил Львович прошел войну от первого дня до победного ее окончания. Сначала попал на Западный фронт. Особенно памятными оказались для него дни и недели Смоленского сражения 1941 года. Позже те трагические события легли в основу текста песни «Баллада о солдате» к фильму «В трудный час»:

…Бил солдат их под Смоленском,

Бил солдат в поселке энском,

Пуль не считая,

Глаз не смыкая,

Бил врагов солдат...

Под Смоленском Матусовский был тяжело ранен в ногу. Вот как об этом вспоминал сам поэт: «Недалеко от города Духовщины, когда мы пробирались на командный пункт полка, меня подстрелили немецкие автоматчики. Мой спутник, корреспондент фронтовой газеты, стал звать санитара. Санитарный инструктор, оказавшийся поблизости, за пригорком, пополз к нам на голос. Я видел уже совсем близко его лицо, до бровей прикрытое каской, его плащ - палатку, раскрашенную в цвета осени, он уже был почти рядом, когда его убили. Так он и остался лежать, припав лицом к земле. Кем он был, этот незнакомый мне санитар, откуда он родом, где его дом, была ли у него мать, или жена, или сестра, или невеста, о чем он думал, когда полз ко мне по мокрой и холодной земле?».

У Михаила Львовича есть стихотворение «Памяти неизвестного санитара», в котором он выразил свои чувства по отношению к этому человеку:

… Давно разрывы не терзают слух,

Давно развеян едкий запах гари,

Но все напоминает мне вокруг

О том, меня спасавшем, санитаре.

Оставшись сам с собой наедине,

Я часто вижу взгляд его под каской.

И он опять, за пядью пядь, ко мне

Ползет, ползет, ползет по глине вязкой...

Второму санинструктору удалось спасти военкора. После излечения Матусовского опять отправили на фронт.

 

 

Во время войны  вышло два сборника его стихов: «Фронт» (1942 г.) и «Когда шумит Ильмень - озеро» (1944 г.). Это были «живые» стихи, пахнущие дымом, окопной грязью и великой надеждой на то, что когда - то придет Победа.

В апреле 1942 года Михаилу Львовичу вручили орден Красной Звезды. В июне 1945 года - орден Отечественной войны I степени. Позже у него еще будет много наград, включая Государственную премию СССР. Но именно эти первые боевые ордена он ценил больше всего.

День Победы застал военного корреспондента майора Матусовского в Померании. Редактор газеты требовал стихи в номер, посвященный Победе. Ничего не получалось. «Так все перекипело и выгорело внутри, так долго мы ждали этого, что все слова казались пустыми и немощными», - вспоминал поэт.

Все же через несколько дней появились строки, но были они отнюдь не победного, ликующего формата:

Однажды вдали от отцовского дома,

Шагая слепыми путями войны,

Под небом чужбины, где все незнакомо,

Где даже рассветы угрозы полны,

Где пепельной пылью дорога покрыта,

Где отдых короткий нам выпал на час, -

Нашел я на рельсах кусок антрацита

И тихо сказал ему:

«Здравствуй, Донбасс!»

И в мирное время военная тема не отпускала поэта. Глубинный внутренний опыт журналиста нашел отражение в его знаменитых стихотворениях, ставших песнями. «На безымянной высоте» по праву стала в один ряд с великими песнями  Великой Отечественной войны.

О чем бы ни писал поэт, своим долгом он считал увековечение памяти тех, кто кровью и потом ковал победу на полях сражений и в тылу. В своих воспоминаниях Михаил Львович сожалел лишь о том, что не успел рассказать обо всех достойных людях, которых встречал на фронтовых перепутьях. «Лично для меня тема войны не кончилась и не кончится никогда», - утверждал он.

 И опять о войне, о войне,

О пурге, обжигающей лица,

О седой обгорелой стерне,

Где почти невозможно укрыться…

Об уменье не высказать страх,

Леденящий нам душу некстати.

О разведчике, раненом в пах,

Умирающем рядом в палате…

О защитного цвета броне,

О прицельном и кучном огне,

О намокшем шинельном сукне,

О бумажных крестах на окне…

И опять – о войне, о войне –

О другом пусть напишут другие.

Михаил Матусовский вновь и вновь задавал себе вопрос: «Правильно ли я живу, все ли я так делаю, чтобы хоть в тысячной доле быть достойным поступка того незнакомого санинструктора, который пожертвовал самым ценным, своей жизнью, ради меня?»:

И кажется, как будто наяву,

На жизнь мою он смотрит без улыбки,

И проверяет, так ли я живу,

И отмечает все мои ошибки...

Солдатской дружбы неостывший жар

В своей душе я берегу поныне,

Как завещал мне это санитар,

Убитый в сорок первом в Духовщине.

У Михаила Матусовского светлая, радостная и счастливая любовная лирика.  Это потому, что поэт был счастлив в любви. Он  действительно влюбился  с первого взгляда  и навсегда.  Все 50 лет совместной жизни обожал свою жену. Когда ее не было дома, он физически плохо себя чувствовал и называл свою болезнь «обезжением». Дело в том, что супругу его звали Женей, Евгенией. Здесь может быть двоякое толкование. Обезжение – без Жени и без жены. Наверное, это про нее он думал, когда писал: «И легко нам разговаривать и молчать вдвоем легко».

Евгения и Михаил Матусовский никогда не расставались, даже войну прошли вместе. Супруги делали газету Северо-западного фронта «За Родину!». В 1943 году им дали короткий отпуск, чтобы зарегистрировать свой брак. Рассказывая о муже,  Евгения Акимовна вспоминала, каким же титаническим трудом давались его легкие как дыхание строки, он буквально исписывал тома бумаги, сочинял десятки вариантов и особенно он мучался, когда писал стихи о войне.

После войны наступил звездный час для Матусовского. Если до войны Михаил Львович не выбивался из общего ряда столичных поэтов, то теперь ситуация меняется. 

Матусовский пишет настоящие шлягеры: песни «Черное море мое», «Это было недавно, это было давно», «Как, скажи, тебя зовут», «Крестики  - нолики» - всех не перечесть! Матусовский - автор текстов более чем к двумстам песням. Для детей он написал песни «Крейсер «Аврора» и «Вместе весело шагать».

Как же рождается песня? Матусовский писал: «Я не справе говорить от всех поэтов, работающих в песенном жанре, но лично я предпочитаю способ в соответствии с древним изречением: «вначале было слово». Несколько раз я соглашался писать стихи на готовую музыку. Как правило, из этого ничего хорошего не получалось».

Наверное, лучше всего написал о Матусовском … сам Матусовский в автобиографической повести «Семейный альбом». Михаил Львович был человеком, обладавшим превосходным чувством юмора, а самое главное, самоиронией. Он высмеивал свои недостатки: полноту, неумение ездить верхом. Притом, оставаясь человеком скромным  и деликатным.

Поэтесса Маргарита Алигер вспоминала один случай в Италии. С группой советских литераторов они отдыхали в Венеции. И тут Матусовский увидел, как американские туристы садятся в гондолу. Он возьми да скажи: «Интересно, какие песни предпочитает слушать буржуазия?» А гондольер запел «Подмосковные вечера». Алигер пишет, что Михаил был в полном смятении и сильно смущен.

Сколько песен из тех, что храним в своей памяти, принадлежат Михаилу Матусовскому. Большинство из них мы поём до сих пор. Они живут с нами и идут рядом по жизни.

Матусовский очень много работал в кино. Кинематографисты  любили его за игровую яркость образа и мелодичность стиха. «Верные друзья», «Батальоны просят огня», «Девчата», «Тишина», «Щит и меч», «Блокада», «Дни Турбиных»,  всё это очень известные  и до сих пор  любимые фильмы, в которых звучат песни на стихи Михаила Львовича, всего 57 фильмов.

Знаменитой и любимой стала песня «С чего начинается Родина» из кинофильма "Щит и меч". Матусовский неоднократно менял текст, выбирая наиболее точные слова, пока стихи не приобрели тот вид и содержание, которые мы знаем и любим.

Став москвичом в 20 лет Матусовский всю жизнь тосковал по родному Луганску, который любил всей душой. Родной город возникает практически в каждой строфе, в каждой песне поэта.

«Рассветный луч вдоль всей Лугани рано

прошелся, как по узкому ножу.

Я ваш, я ваш, донецкие курганы,

Я безраздельно вам принадлежу.

Здесь, путая украинский и русский,

Я находил свой первый в жизни стих.

Я ваш, я ваш, подъемы или спуски

каменнобродских  улочек крутых»

Матусовский  часто возвращался  в город детства и юности и очень гордился, что был земляком  великого  Владимира Даля. Свои мысли  Михаил любил излагать в стихотворных  строчках  и однажды написал:

Сидят теперь четыре института
Над словарем одним.
А Даль всё так же нужен почему- то,
А Даль незаменим.

Источником вдохновения его поэтических строк стал родной город. И вот пример. Жил и работал Михаил Львович в Москве, но именно акациевая аллея по улице Ленина в Луганске - яркое воспоминание из юности поэта - подвигла его на написание строк романса «Белой акации гроздья душистые», исполняемого и любимого и  сейчас. 

После окончания техникума Михаил устроился работать на завод. Частенько приходилось выходить во вторую смену и возвращаться домой, когда город уже спал. Июньскими ночами Луганск, засаженный акациями, утопал в сладком головокружительном аромате цветущих белых гроздьев.

Много лет спустя запах цветущей белой акации неизменно возвращал Матусовского в дни юности, на малую родину.  Этот  романс  написан для телефильма «Дни Турбиных», снятого  по роману Михаила Булгакова.

Михаил Матусовский является автором одной из главных донбасских песен «Шахтёрский характер». В  этой песне  поэт  сумел простыми словами передать нелёгкий труд шахтёров и величие их души.

Когда мы идем после смены
Степною дорогой пыля,
Дороже еще и милее
Нам кажется эта земля.
Мы долго любуемся солнцем
Глаза прикрывая рукой-
Такие сердца у шахтеров,
Шахтерский характер такой.

Когда от грозы потемнели
Заветные воды Донца,
Мы, правду свою защищая,
Умели стоять до конца.
Мы били врагов ненавистных,
К прикладу прижавшись щекой-
Такие сердца у шахтеров,
Шахтерский характер такой.

Судьба у шахтеров крутая,
Крутая, как угольный пласт,
Но он за любые богатства
Ее никому не отдаст.
Во имя покоя людского
Он свой забывает покой-
Такие сердца у шахтеров,
Шахтерский характер такой.

Горняцкие лампы не гаснут,
Мы путь свой находим во мгле,
Шахтеры живут под землею,
Чтоб было светло на земле.
И уголь течет из забоя
Тяжелою черной рекой-
Такие сердца у шахтеров,
Шахтерский характер такой.

Удивительна судьба у песни «Сиреневый туман». Долгое время она считалась фольклорным вариантом студенческого гимна. Ее пели у костра и за столом, на вокзалах и в дворовых компаниях. В 1936 году Михаил Матусовский и ещё один студент, написали песню для институтского вечера самодеятельности. Просьбы Михаил выполнял безотказно.  Таким песням  особого значения не придавал и дальнейшей  их судьбой не интересовался.

Прошло много лет. Однажды дочка  Матусовского - Ира, которая училась в медицинском институте, пришла домой и говорит: «У нас весь курс поёт очень симпатичную песню». И напела. Михаил Львович воскликнул: «Боже мой! Это же моя песня! Я совершенно забыл, что мы с Яном её сочинили». А потом благодаря Владимиру Маркину  через 50 лет  она победила на «Песне года», причем объявляли её как городской романс без указания имен авторов.

Михаил Матусовский гордился званием «поэт-песенник»: «Будь на то моя воля, я бы писал слово «песня» с большой буквы!» 

Вспоминая Матусовского, режиссёр Эльдар Рязанов сказал: «Когда задумаешься, оказывается, что большинство стихов для главных песен нашей жизни, написал Михаил Матусовский! Его песни будут петь ещё многие поколения. Они стали значимой частью нашей истории и символом России».

Песню «Подмосковные вечера» Михаила Матусовского  впервые запели  на VI Всемирном  фестивале молодёжи 1957 года в Москве. Песня сразу стала русской всемирной визитной карточкой. Она покорила своим звучанием на итальянском фестивале лучших песен мира, а с 1964 года стала главным позывным радио «Маяк». Эта песня  занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая исполняемая песня  в мире. 

В одном из  своих стихотворений Матусовский  написал о значении песни лично для него и для своих читателей и слушателей:

 Я песне отдал всё сполна,

 в ней жизнь моя, моя забота,

 ведь песня людям так нужна,

 как птице крылья для полёта…

В 2007 году благодарные за творчество поэта - песенника луганчане установили памятник Михаилу Львовичу у здания Луганской Академии культуры и искусств, которая  носит его имя c ноября 2014 года. https://lgaki.info/pamyati-mihaila-matusovskogo/

"Милые мои земляки! Я счастлив и горд тем, что получил постоянную прописку в Луганске", - писал Матусовский после присвоения ему звания "Почетный гражданин Луганска".

Перу Матусовского принадлежат также сценарии документальных фильмов «Рабиндранат Тагор» (1961) и «Мелодии Дунаевского» (1964). У Матусовского есть воспоминания о П. Антокольском, М. Светлове, А. Фатьянове, о друзьях-фронтовиках Ю. Севруке, Б. Горбатове и др. Он является автором большого числа переводов – антологии украинской, казахской, туркменской, марийской поэзии, особенно интересны переводы Т. Шевченко, М. Бажана, С. Капутикян и С. Рустама.

В художественном творчестве Матусовского  последнего периода заняла достойное место своеобразная мемуарная проза - автобиографическое произведение «Семейный альбом», начало которому положила коллекция старых семейных фотографий. Автор повествовал о прошлом, о времени и современниках, как бы используя разные виды фотопамяти – карточки профессиональные и любительские, хорошо сохранившиеся и выцветшие. Это книга о детстве поэта, которое пришлось на гражданскую войну, о работе в качестве фронтового корреспондента в период Великой Отечественной войны, воспоминания и впечатления о его поездках по нашей стране и за рубежом. 

Короткие новеллы, эссе, отдельные штрихи, вошедшие в книгу, наполнены живым Луганском 20-30-х годов  прошлого века. И каждая страница «Семейного альбома» - не только исповедь-признание в любви к родному городу. Это возвышенно-поэтическое, философское размышление над целыми поколениями обитателей юга России, над судьбою обыкновенного провинциального города, над которым только-только отшумела гроза гражданской войны, а тучи Великой Отечественной ещё не появились на горизонте.

«Признаюсь, я испытывал удовольствие от возвращения - пусть в воображении, пусть хоть ненадолго - к дням детства, к улицам моего города, пыльным и неровным, с домами и террасами, где были развешены связки красного перца и синего лука, навсегда оставшиеся для меня приметами южных городов. Заманчива была сама возможность снова почувствовать под босыми ступнями горячий песок на берегу Донца, вспомнить вкус маминой баклажанной икры или форшмака из селёдки, который не был бы таким, если бы в него не входили антоновские яблоки и яйца, сваренные вкрутую», - пишет Матусовский. 

Книга заканчивается стихами, написанными в строку: «Я видел, как во сне, друзей ушедших лица, и всё, чем надо мне с тобою поделиться. За кирпичом кирпич кладя в основу зданья, я так хотел достичь взаимопониманья, – чтоб Время шло быстрей и всё ж могло бы при этом для повести моей служить сквозным сюжетом. Хотел, чтоб ты постиг пластов глубинных сдвиги… Итак, до новых книг, читатель этой книги!»

C книгой "Семейный альбом" можно  познакомиться  на  абонементе  библиотеки (ул.К.Маркса,14).

Матусовский, М. Л. Семейный альбом : [воспоминания] / Михаил Матусовский. - Москва : Советский писатель, 1983. - 430, [1] с. : ил. 

 

 

 

 

     

Материал подготовила Л.П.Бычкова, зав.отделом обслуживания Медвежьегорской центральной городской библиотеки им.Ирины Федосовой 

 

назад