«Родное слово» отмечает юбилей»

К 160 - летию учебника К. Д. Ушинского «Родное слово».

Трудно назвать педагога дореволюционной России, который бы пользовался таким авторитетом, такой любовью детей, родителей и учителей, как Константин Дмитриевич Ушинский (1923 - 1871). Это был поистине народный русский педагог.

Ушинский работал учителем и считал, что дети с самого раннего возраста должны обязательно усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества. А для этого нужно читать хорошие книги, чувствовать и понимать народную мудрость, выраженную в пословицах, загадках, сказках.    

Книги для чтения, которые в то время распространялись по школам министерством народного просвещения, содержали церковнославянские молитвы, проповеди, отрывки из правительственных наказов, научные статьи, написанные не понятным для детей языком.

К. Д. Ушинский считал, что самые первые книжки должны содержать рассказы о природе, о временах года, о домашних и диких животных, о самом человеке, частях его тела, минералах, воздухе, воде.

Первая книга, составленная Ушинским, называлась «Детский мир» (1861) и предназначалась для ребят 10 - 11 лет. Через три года Ушинский создал ещё одну книгу - «Родное слово» (1864). Она была адресована младшим детям 6 - 9 лет, поэтому состояла из азбуки и двух книг для чтения.

По словам Ушинского,  фольклор помогает «выломать детский язык на русский лад и развить в детях чутьё к звуковым красотам родного языка». И в первой книге «Родного слова» преобладал фольклорный материал: пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, песенки. Но самое большое место отводилось сказкам, которые хотя и переработаны составителем, но сохраняют свойственный им народный дух. Большинство из них до сих пор помещаются в книгах для детей в том виде, в каком их впервые обработал и поместил в своих книгах К.Д. Ушинский. Во многих произведениях «Родного слова» в качестве главных персонажей выступают дети или животные, включены эпизоды из воспоминаний о детстве автора, немало очерков познавательного характера.

«Родное слово» проникнуто идеями глубокой любви к родине, к народу. Начиная с самых простых, содержание своих рассказов Ушинский постепенно усложняет, пытаясь через содержание внушить детям уважение к труду, опыту и знаниям.

Книгу сразу приняли во все начальные школы и переиздавали много раз вплоть до 1917 года.  В первое время преобладало положительное, даже восторженное отношение к книге. Но с 1867 года стали появляться ноты недовольства, в результате чего в 1885 году книга была запрещена в школах. Однако, она имела беспримерный успех и ежегодно расходилась по России сотнями тысяч экземпляров, проникая в самые отдалённые углы. Имя Ушинского стало пользоваться всенародной известностью. Учёный комитет был вынужден считаться с популярностью “Родного слова”, а также мнением передовых педагогов и в 1902 году вновь допустил книгу в библиотеки учебных заведений.  По количеству изданий с “Родным словом” не может соперничать никакая другая детская книга.

“Родное слово» как учебная книга для советских школ не издавалось. Многие поколения русских людей учились грамоте и чтению по книгам Константина Дмитриевича. Рассказы и сказки Ушинского признаны классическими образцами детской литературы.

Учебник «Родное слово» оказал большое влияние на дальнейшее развитие книг для первоначального чтения и на всю детскую литературу.

назад