К 90 - летию Беломорско-Балтийского канала
2 августа 1933 года в эксплуатацию был введен Беломорско - Балтийского канал. С тех пор прошло 90 лет!
В преддверии юбилея в читальном зале для вас оформлена книжная выставка.
На полках стеллажа Вы можете ознакомиться:
- с географическим расположением Беломорско - Балтийского канала, узнать основные сведения из справочной литературы
- с историей строительства
- интересными фактами, среди которых информация о
- Г.И. Поршневе, известном теоретике и практике книжного дела, библиографе, библиотековеде
- А.Ф. Лосеве - русском советском философе, филологе, писателе, видном деятеле советской культуры
- М.М. Пришвине и его произведениях о Карелии («В краю непуганых птиц», «Осударева дорога») и др.
На выставке представлены поэтические произведения о канале, а также материалы и документы, связанные со строительством ББК.
Историческая справка:
Строительство Беломорско-Балтийского канала, соединившего Белое море и Онежское озеро, началось в 1931 году по инициативе Иосифа Сталина. Для постройки канала при Совете Труда и Обороны был учрежден так называемый Особый комитет по сооружению Балтийско-Беломорского водного пути. Было решено "при определении стоимости работ… учесть возможности привлечения уголовного труда к этим работам". По указанию Сталина канал длиной в 227 километров должен был быть построен за двадцать месяцев - с сентября 1931 года по апрель 1933 года.
Строительство велось в основном заключенными ГУЛАГа, общая численность которых составляла около 280 тысяч человек.
2 августа 1933 года сооружение Беломорско-Балтийского водного пути было завершено, а официальное открытие первой судоходной навигации состоялось 30 августа 1933 года.
Канал объединил водные пути северо-западной, а затем и центральной частей СССР с судоходными реками бассейна Белого моря - Северной Двиной, Онегой, Мезенью.
Трасса канала протяженностью 227 километров проходит от поселка Повенец на Онежском озере до города Беломорск на Белом море. Это сооружение до сих пор считается одним из уникальных: канал средней глубиной 5 метров включает более 100 сложных гидротехнических сооружений: 15 плотин, 19 шлюзов, 49 дамб, 12 водоспусков и других устройств.
Создание этого транспортного пути позволило исключить необходимость доставки природных ресурсов Кольского полуострова и Карелии к пунктам переработки далеким кружным путем в обход Скандинавского полуострова и дало возможность приступить к широкой эксплуатации лесных, минерально-рудных, рыбных и прочих природных богатств этого края.
За время Великой Отечественной войны канал как стратегически важный объект претерпел разрушения, южная его часть была полностью уничтожена. После войны поврежденные объекты восстановили, и канал был вновь введен в строй в июле 1946 года, а в 1950-х годах начались работы по электрификации его сооружений и механизмов.
Сегодня канал - крупнейшее гидротехническое и транспортное сооружение, часть единой глубоководной системы европейской части России.
В 1976 году начался первый этап масштабной реконструкции Беломорканала. К 1983 году были реконструированы 13 камер шлюзов на скальном основании, из 38 пал (гидротехническая подпорная стена или эстакада) перестроены 27, а также заменены 7 пар шлюзовых ворот клепаной конструкции цельносварными воротами. При углублении канала устанавливались новые рабочие и ремонтные ворота с усиленной тягой, совершенствовались затворы шлюзовых камер.